Реформа аудита

На официальном сайте Государственной Думы РФ размещена информация о подготовке к рассмотрению во втором чтении проекта федерального закона № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка Росси полномочиями в сфере аудиторской деятельности)». Указанный проект федерального закона предлагается включить в проект порядка работы Государственной Думы на 3 июля 2018 года для рассмотрения во втором чтении.

Источник: Официальный сайт Государственной Думы РФ

ЧТО МЕНЯЕТСЯ В АУДИТОРСКОЙ ОТРАСЛИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ИЗМЕНЕНИЙ:

1) Управление аудиторской отраслью переходит Банку России.

«Банк России… утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, и порядок их применения, издает нормативные акты Банка России в области регулирования бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке…
Лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются следующие лица: … 4) лица, осуществляющие аудиторскую деятельность.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке».

2) СРО аудиторов остаются, их может стать больше.

«…Особенности саморегулирования в области аудиторской деятельности, в том числе ведения реестра саморегулируемых организаций аудиторов, осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности.

«…Объединения в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 процентов от общего количества аудиторских организаций либо объединения в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 25 организаций, совокупная доля которых в общем объеме рынка аудиторских услуг составляет не менее 26 процентов. При этом общее количество аудиторских организаций определяется на основании сведений, содержащихся в контрольном экземпляре реестра аудиторов и аудиторских организаций, опубликованном на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация об общем объеме рынка аудиторских услуг рассчитывается Банком России на основании данных, представляемых аудиторскими организациями и аудиторами, и размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3) Что такое АУДИТ (в новой редакции закона)?

«…Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация».

4) Кто такой АУДИТОР (в новой редакции закона)?

«…Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям.»;
«…Руководитель аудита – аудитор, отвечающий в аудиторской организации за проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.»

5) Обязательный аудит, случаи (открытый перечень):

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
3) фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов), поступления имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;                                                                                                                             4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
а) объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет:
— до 1 января 2021 года более 600 миллионов рублей,
— начиная с 1 января 2021 года – более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет:
— до 1 января 2021 года более 200 миллионов рублей,
— начиная с 1 января 2021 года – более 400 миллионов рублей.

6) Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.

7) Реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Сведения о проведении обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц), наименования аудиторской организации, идентифицирующих аудиторскую организацию данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц), состава бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный аудит которой проводился, периода, за который она составлена, даты аудиторского заключения, мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами.

8) ОЗХС (общественно значимыми организациями) признаются:

1) публичные акционерные общества;
2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;
3) кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;
4) страховые организации, общества взаимного страхования;
5) организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
6) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;
7) организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
8) организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

9) Руководитель аудита ОЗХС должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) являться работником аудиторской организации, осуществляющей аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации, по основному месту работы;
3) иметь опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций в течение трех лет, непосредственно предшествовавших году, бухгалтерская (финансовая) отчетность за который подлежит аудиту.
Руководителем аудита общественно значимой организации не может быть назначен аудитор:
1) имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
2) признанный в течение пяти лет, непосредственно предшествовавших дате заключения договора на проведение аудита, виновным в злоупотреблении полномочиями аудитора вступившим в законную силу приговором суда;
3) в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации на финансовом рынке:  а) нарушивший требования статьи 8 настоящего Федерального закона при участии в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям;
б) неоднократно совершивший иное грубое нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, а также стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
в) подписавший аудиторское заключение, признанное Банком России в установленном им порядке ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности и подготовленное с нарушением требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, а также стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

10) Аудиторские услуги общественно значимым организациям вправе оказывать только аудиторские организации.

11) Создается (еще один) реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, в который захотят попасть не все участники рынка:

«Сведения об аудиторской организации вносятся в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке при одновременном соблюдении сле1) численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года не менее двенадцати;
2) наличие в числе аудиторов, указанных в пункте 1 настоящей части, не менее трех аудиторов, каждый из которых: а) имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом; б) имеет опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления;
3) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, лиц, которые подписали аудиторское заключение, впоследствии признанное по решению суда заведомо ложным, и (или) которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, и (или) которые признаны в течение пяти лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления, виновными в злоупотреблении полномочиями аудитора вступившим в законную силу приговором суда;
4) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, лиц, которые совершили хотя бы одно из действий, указанных в подпунктах «а» – «в» пункта 3 части 3 статьи 52 настоящего Федерального закона, в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления;
5) опыт осуществления аудиторской деятельности этой аудиторской организацией составляет не менее трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления;                                                                      6) отсутствие неоднократного нарушения в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления, аудиторской организацией и (или) аудиторами, являющимися (являвшимися) в момент нарушения ее работниками, требований статьи 8 настоящего Федерального закона;
7) ведение аудиторской организацией своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
8) информация о деятельности аудиторской организации по перечню и в форме, которые установлены Банком России, раскрыта этой аудиторской организацией не менее чем за три года, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления, на сайте аудиторской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

12) Внешние проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляются:

— для реестра СРО, саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов вправе в установленном ею порядке признать плановую проверку качества работы аудиторской организации, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке и которая является членом такой саморегулируемой организации аудиторов, проведенной в случае, если в соответствующем периоде в отношении деятельности такой аудиторской организации Банком России осуществлены контроль и надзор;
— для реестра аудиторских организаций на финансовом рынке, Банк России вправе проводить плановые проверки не чаще одного раза в год; проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков нарушений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, в том числе на основании отчетности аудиторской организации, жалоб (заявлений, обращений) граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации, иных источников; запрашивать у аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, необходимые для осуществления Банком России контроля и надзора документы и информацию в установленный им срок.

(!) Проверки выводов аудиторской организации, сделанных в результате аудита, могут проводиться только в отношении подписанных аудиторских заключений.

13) Аудиторская организация обязана:
— вести свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;— ежегодно раскрывать информацию о своей деятельности на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по перечню, в форме и сроки, которые установлены Банком России.

#audit #аудит #реформааудита #банкроссии
С уважением, #аудитор — #acccity